ДОКУМЕНТЫ

Законодательство по регистрации судов

Ответы на вопросы

Получить ответы на сложные вопросы

Терминология

Ознакомиться с морскими терминами
Юридические термины
Технические термины

Цели, задачи, принципы и критерии эффективности системы регистрации судов и прав на них

Автор: Вахлялин Н.Н.. Опубликовано в Цели, задачи, принципы и критерии эффективности системы регистрации судов и прав на них

 
системный анализ 1Цели, задачи, принципы и критерии эффективности
системы государственной регистрации судов и прав на них
 
Цели регистрации судов и прав на них
 
Система регистрации судов и прав на них преследует следующие основные цели:
 
- предоставить судну право плавания под Государственным флагом Российской Федерации,
- проверить и подтвердить законность приобретения судна и прав на него, обременений прав,
- придать открытость (прозрачность) правам на суда, а также информации об этих правах,
- ввести государственный контроль над совершением сделок с судами (переходом прав на них) и тем самым максимально защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц,
- ввести единообразие в процедуру регистрации судов и прав на них в морских портах Российской Федерации.
 
Задачи системы регистрация судов и прав на них
 
Система регистрация судов и прав на них обеспечивает решение следующих задач:
 
Во-первых, обеспечивает безопасность мореплавания посредством:
- соблюдения требований к технической готовности судна к плаванию, поскольку регистрация судов и прав на них осуществляется только на основе действующих документов Регистра (в том числе и акта осмотра судна согласно требованию ст.94 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года),
- подтверждения наличия страхования судов в соответствии со статьей VII Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года,
- определения минимального состава экипажа в соответствии с положениями правила V/14 (2) Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года,
- обеспечения требований «Международной конвенции по охране человеческой жизни на море» (Правило 5 Глава XI-I «Специальные меры по повышению безопасности на море») посредством выдачи на зарегистрированные суда Журналов непрерывной регистрации истории судна.
Во-вторых, реализует требование Конвенции по морскому праву 1982 года (ст. 94) о реальной связи между государством флага и судном (судовладельцем),  посредством:
- обеспечения имплементации международного права в национальном законодательстве,
- эффективного осуществления РФ своей юрисдикции и контроля над судами, плавающими под его флагом, в административных, технических и социальных вопросах (пункт 1 статьи 94 конвенции ООН по морскому праву 1982 года),
- определения условий предоставления своей национальности судам, их регистрации,
- выдачей соответствующих документов судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом.
В-третьих, обеспечивает:
- надежную защиту имущественных прав судовладельцев, которой призвана служить регистрация судов и прав на них в лице специальных органов регистрации – капитанов морских портов,
- бесспорную юрисдикцию регистрации, поскольку в соответствии с п.3 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания РФ только регистрация судна в Государственном судовом реестре и Российском международном реестре судов, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В-четвертых, обеспечивает исполнение установленной в РФ военно-транспортной обязанности путем:
- постановки регистрируемых судов на учет в Вооруженных силах РФ и снятия с учета,
- представления органам военного управления по их запросам сведений по зарегистрированным в порту судам и их судовладельцам,
- ведения специального учета судов и судовладельцев в целях определения возможностей привлечения судов для обеспечения выполнения мобилизационных заданий, воинских перевозок, снабжения кораблей в море, проведения морских спасательных операций.
- реализации по данным реестров контроля за местоположением зарегистрированных в порту судов,
- осуществления по данным реестров оповещения судовладельцев и их судов, зарегистрированных в порту, об ограничении плавания, отзыве судов из удаленных районов в случае возникновения военной угрозы судоходству.
 
Принципы государственной регистрации судов и прав на них
 
            Анализ норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», Федерального закона от 07 марта 2001 года № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта», соответствующих Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними, позволяет выделить следующие взаимосвязанные принципы государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними:
 
1. Принцип законности
2. Принцип внесения
3. Принцип обязательности регистрации
4. Принцип гласности и публичности
5. Принцип достоверности
6. Принцип единства порядка регистрации судов и прав на них
7. Принцип документального (процессуального) формализма
8. Принцип старшинства – приоритета ранее заявленных прав
9. Принцип платности
10. Принцип диспозитивности или заявительный порядок регистрации
11. Принцип непрерывности регистрации судна
12. Принцип ответственности за регистрационную деятельность
           
             Рассмотрим подробно указанные принципы.
 
Принцип законности является основой построения и деятельности системы регистрации судов, прав на них и сделок с ними. В качестве основных элементов законности можно выделить:
а) наличие законов, регулирующих соответствующие общественные отношения. Законодательство о государственной регистрации судов состоит из Международных конвенций, Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, других федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации.
б) обеспечение прав граждан и законных интересов юридических лиц. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
в) соблюдение закона всеми участниками общественных отношений, возникающих при государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними.
Порядок ведения реестров регулируется не только Правилами регистрации судов и Методическими рекомендациями по ведению реестров, но и Кодексом торгового мореплавания РФ. Ведение реестров судов - это законно установленная юридическая процедура, направленная на защиту интересов судовладельцев и собственников судов.
Принцип внесения закреплен в статье 3 Федерального Конституционного закона Российской Федерации № 1-ФКЗ от 25 декабря 2000 года «О государственном флаге Российской Федерации». Принцип внесения отражает системообразующую связь между моментом внесения судна в один из реестров судов Российской Федерации (регистрацией судна) и подъемом на нем Государственного флага Российской Федерации (предоставлением судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации).
Принцип обязательности регистрации можно разделить на гражданско-правовую и административную. Гражданско-правовая обязательность регистрации основана на требованиях ст. 130, 131 ГК РФ и предназначена для установления (укрепления) права собственности на судно, а административная неразрывно связана с необходимостью осуществления надзора государства за судами, плавающими под его флагом, и основана на требованиях Конвенции по морскому праву 1982 года и Кодекса торгового мореплавания РФ.
Принцип гласности и публичности. Любое лицо, предъявившее удостоверение личности и заявление в письменной форме, вправе получить информацию о сведениях, содержащихся в Реестрах морского порта, о любом судне (ст. 50 Кодекса торгового мореплавания РФ). Этот принцип служит достижению экономической и социальной цели государственной регистрации - обеспечению законности оборота судов, «прозрачности» рынка судов.
Принцип достоверности государственной регистрации судов и прав на них закреплен в статье 33 п. 3 Кодекса торгового мореплавания РФ: «Регистрация судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке».
   В соответствии с этим принципом информация, содержащаяся в судовых реестрах Российской Федерации, признается достоверной. Запись в реестре свидетельствует о наличии субъективного права, существование которого не требует дополнительных доказательств. Даже при утрате собственником правоустанавливающих документов на судно нет необходимости в их восстановлении, получении дубликатов нотариально удостоверенных договоров. Право на судно не прекращается и не требует дополнительного подтверждения, пока в судовом реестре существует соответствующая запись. Для отечественного оборота недвижимости привычно увязывание существования права с наличием подлинников правоустанавливающих документов у правообладателя. В настоящее время наличие права подтверждается только выпиской из судового реестра, а не подлинником или дубликатами документов, после составления которых может пройти и несколько лет. При этом не следует отождествлять запись в судовом реестре со свидетельством о государственной регистрации судна (свидетельством о праве собственности на судно), которое утрачивает свою актуальность по существу на следующий день после выдачи. Наличие свидетельства только подтверждает проведенную регистрацию в соответствии с указанной в ней датой. Ответ на вопрос, является ли собственником судна лицо, предъявившее свидетельство, можно найти только в соответствующем судовом реестре.
            Запись в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Реестре строящихся судов или судовой книге свидетельствует о наличии права, существование которого не требует дополнительных доказательств.
Принцип единства порядка регистрации судов и прав на них. Регистрация судов и прав на них производится в морских торговых портах РФ по установленной системе записей о судне и правах на него в Государственном судовом реестре, Бербоут-чартерном реестре, Реестре строящихся судов, Российском международном реестре судов и Судовой книге спортивных парусных судов.
            Функции контроля за деятельностью капитанов морских торговых портов по регистрации судов, организацию регистрации судов и иные установленные законодательством РФ полномочия в системе регистрации возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Для обеспечения принципа единства системы регистрации судов и прав на них во всех субъектах РФ реестры ведутся на русском языке.
Принцип документального (процессуального) формализма. Кодексом торгового мореплавания РФ, Правилами регистрации судов и прав на них, а также Инструкцией по ведению реестров подробно регламентированы процедура и место регистрации, действия участников регистрационного процесса, основания для государственной регистрации судов и прав на них, требования к документам и порядок их предоставления, сроки совершения определенных действий. Правила ведения реестров устанавливают форму и содержание регистрационных записей, свидетельств о государственной регистрации и регистрационной надписи на документах. Эти формальности установлены, с одной стороны, для защиты лиц, обращающихся за регистрацией, усиления ответственности органов регистрации судов и прав на них за несвоевременную регистрацию, с другой - для обеспечения юридической чистоты и государственной гарантии зарегистрированных судов и прав на них, полноты и подлинности сведений в реестрах.
Принцип старшинства.  При проведении регистрации судов и прав на них проверяется отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными или ранее заявленными правами на данное судно в соответствии с порядком регистрации , изложенном в Правилах регистрации судов и прав на них. Наличие таких противоречий является основанием для отказа в государственной регистрации.
         При государственной регистрации ипотеки на судно приоритет ранее заявленных прав обеспечивается требованием КТМ РФ о регистрации ипотеки на день поступления  в орган регистрации судов соответствующего заявления.
Принцип платности. За регистрацию судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или Бербоут-чартерном реестре, за любые вносимые в них изменения уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах. Государственная пошлина уплачивается также и за выдачу соответствующих правоподтверждающих документов на судно (Свидетельство о праве собственности на судно и Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ) и за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов.
Принцип диспозитивности регистрации. Особенность государственной регистрации судов и прав на них - заявительный порядок. По заявлению правообладателя или участника сделки начинаются регистрационные действия, по заявлению заинтересованного лица выдается информация из реестров судов. В отдельных случаях, установленных законом, предоставление отдельного заявления не требуется, например, при регистрации ипотеки в силу закона. 
Принцип непрерывности регистрации судна неразрывно связан с обязательностью регистрации судна и закреплен как в международных конвенциях, так и в отечественных нормативных документах. Так, Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года при установлении требований к процедуре исключения судна из реестра определил, что дата исключения судна из реестра является датой новой регистрации судна.
С 1 июля 2004 года капитанами морских портов, для судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, выдается Журнал непрерывной регистрации истории судна (далее Журнал). Требование о необходимости ведения Журнала заключено в  правиле XI-1/5 Конвенции СОЛАС «О журнале непрерывной регистрации истории судна», а форма Журнала приведена в Резолюция ИМО A.959(23) «Форма журнала непрерывной регистрации истории судна и руководство по его ведению» (принята 5 декабря 2003 года).
Журнал выдается по месту регистрации судна на все пассажирские и транспортные суда валовой вместимостью 500 и более тонн, совершающие международные рейсы.
Для отслеживания непрерывности регистрации судна каждому Журналу присваивается порядковый номер последовательно от единицы и далее в порядке возрастания номеров. Эта последовательная нумерация продолжается, вне зависимости от смены флага, в течение всего срока службы судна.
Каждый раз, когда имеет место какое-либо изменение, относящееся к сведениям, представленным  в действующем Журнале, сведения об этом изменении требуется включить в подшивку Журналов. Капитан морского порта выдает новый Журнал, присвоив ему следующий номер. Таким образом, в подшивке Журналов отражается вся информация относительно регистрации судна для соблюдения принципа непрерывности регистрации, а  сведения относительно судовладельца, содержащиеся в последнем номере Журнала, должны соответствовать Свидетельству о праве собственности на судно и Свидетельству о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации. 
Принцип ответственности за регистрационную деятельность является одним из важнейших принципов государственной регистрации судов и прав на них, в пределах и по основаниям, которые установлены законом. Он обеспечивает действенный контроль и надзор государства за судном, плавающим под Государственным флагом РФ и надежную защиту имущественных интересов участников гражданского оборота.
 
Критерии эффективности системы регистрации судов и прав на них
           

            Исходя из целей, решаемых задач и принципов системы регистрации судов и прав на них, основными критериями ее эффективности можно принять (являются):

Первый критерий (технический):
Высокие качественные показатели российского торгового флота, безаварийное плавание судов.
 
Второй критерий (юридический):
Бесспорная юрисдикция регистрации судов и прав на них, надежная защита имущественных прав судовладельцев.
 
Третий критерий (административный):
Надежный контроль государства за судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.
 
Четвертый критерий (организационный):
Возможность анализа и выработки решений, направленных на развитие российского торгового флота.